Татьяна Павлова-Зеленская
Иллюстрации Ярославы Базановой
В нашем языке есть звуки «простые», которые будто сами выговариваются младенцем: это практически все гласные и те согласные, из которых составляются первые слова: мама, папа, баба, да-да.
И есть звуки «трудные», которые ребёнок в силах произнести, только когда сформировались его органы речи. Немаловажно своевременно определить, насколько серьёзны логопедические проблемы у ребёнка.
В норме к 5–6 годам дети должны правильно произносить все звуки родного языка. Однако 80% сегодняшних первоклассников нуждаются в помощи логопедов.
В последнее время, на фоне общего нездоровья детей, увеличиваются и случаи дислалии (дефектов звукопроизношения). По данным профессора И.М. Воронцова, в Санкт-Петербурге в 1996 году выявлялось около 40, а в 2003 году – уже 58 случаев дефектов речи на каждую тысячу осмотренных детей до 14 лет.
В чём причина?
В агрессивном влиянии окружающей среды? В отсутствии эффективных образовательных программ в детских садах? А, может быть, в недостаточном внимании со стороны родителей?
Если трёх-четырёхлетний ребёнок искажает слова, не произносит отдельные звуки или заменяет их на те, что уже умеет выговаривать, ему не надо в этом потакать. Бывает, вся семья начинает говорить на «лепетном» языке, подражая своему любимому малышу. Но в развитии речи детей огромную роль играет языковая среда, и речь взрослых (хорошо, если они сами говорят без дефектов) становится для малышей формирующим примером.
Ребёнку необходимо дать правильную целевую установку – на чёткое и чистое произношение. И речевые игры, чистоговорки и рифмовки окажутся тут как нельзя кстати.
Начните со звукоподражания (кто как «разговаривает»?). Объясните ребёнку смыслоразличительную роль звуков (в «Бормоталочке» и других книжках серии «Гимнастика для языка» есть примеры того, как один звук меняет слово). Вместе поиграйте в составление таких пар и цепочек слов (когда дети войдут во вкус, они обыграют любого взрослого!).
Обращая внимание на фонетику, не забывайте о развитии речи в целом, в том числе о так называемом синтаксическом мышлении. Не пугайтесь сложных заданий: это для вас персонажи «Драбадана» непредставимы, у детей – неограниченная фантазия. И всякая «тарабарщина» не засорит, как может показаться, а упорядочит представление малыша о грамматической структуре родной речи.
Вы можете придумать вместе с детьми свой тарабарский язык, следуя примеру российского академика Л. В. Щербы, который более, чем всеми своими лингвистическими трудами, прославился фразой: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдачит бокрёнка»…
Хвалите детей, ободряйте и одобряйте их стремление говорить ясно и красиво. Развитие речи не только развивает мышление, но и формирует характер ребёнка, делая его более коммуникабельным и успешным.
С самыми добрыми пожеланиями
Татьяна Юрьевна Павлова-Зеленская
tapaze@mail.ru
tapaze@gmail.com
(812) 322 66 53
+7 911 211 05 47 .
БОРМОТАЛОЧКА
(СПб, «Островитянин» – «Литера», 2006)

БОРМОТАЛОЧКА
Кто-то в темноте бормочет,
Кто-то высказаться хочет,
Но не вяжутся слова,
Только «Быр-р-р»,
да «Хыр-р-р»,
да «Ква!».
Чтобы что-нибудь сказать,
Надо твёрдо звуки знать.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать!
А иначе темнота – немота…

ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР
Звонок.
- Алё!
В ответ молчание.
В ответ ужасное урчание.
- Говорите, я Вас слушаю.
- Говорю Вам. Я Вас скушаю.

То ли кто оговорился…
То ли кто проговорился…
Но на всякий случай
Спрячусь я получше!

ТАРАБАРЩИНА
Вот сидит весёлый пальчик.
Пальчик грелку ест с тарелки.
Заболел на ручке мальчик.
Мальчик пальчик гречкой греет.
На какой такой на ручке?
Мальчик-то сидел на речке!
Рисовал чернильной тучкой
Рожки на пушистой свечке.

Ножки не растут у свечки!
Что тут делают овечки?
Принесли овечки брюкву.
И в словах смешали буквы!..
Как же буквы переставить?
Как картинку нам исправить?
Измени один звук – изменится всё слово.
Вот примеры: бочка, точка, ночка, дочка.
Или – тучка, ручка, щучка, жучка.
Какими звуками отличаются эти слова?

ЭТО ПО-КАКОВСКИ?
Касеный масик
Касятил телямзик.
Воколо масика
Монтил авазик.
Масик с авазиком
Пасят татовски!
Что это? Где это?
И по-каковски?

ДРАБАН-ДРАБАДАН
При чтении этой бормоталочки ударение ставьте на гласные, которые выделены красным цветом.
Город в Драбане – Драбан-Драбадан.
Там драбаданят в драбдак драбадаки.
Там драбаданно-драбые драбаки
Драбро драбают в драб-драбаках.
Дрые драбаньи драбко выдрабняют,
Драбных драбанчиков драб-драбаняют.
Драбно там, драбненько и драбадно,
Туда собираюсь я очень давно.
Скоро поеду в Драбан-Драбадан!
Жаль, что не знаю дороги туда…

ДВА КРАБА
Два краба на корягу
взобраться собрались:
карабкались,
карабкались
и вы-ка-раб-ка-лись!
|